О курсе "Основы религиозных культур и светской этики"

 

 

Муниципальное бюджетное 

общеобразовательное учреждение 

"Средняя школа №3 г.Навашино"

О курсе "Основы религиозных культур и светской этики"

 

     

 

Комплексный учебный курс

«Основы религиозных культур и светской этики»

            Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей (основы православной культуры; основы исламской культуры; основы буддийской культуры; основы иудейской культуры; основы мировых религиозных культур; основы светской этики). Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей). 

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1.     Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2.     Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.     Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.     Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

 

ПАМЯТКА

для родителей о комплексном учебном курсе

 «Основы религиозных культур и светской этики»

 

 

 

 

В  2011-12 учебном году в МБОУ СОШ № 3 вводится новый предмет (сокращённо – ОРКСЭ),  включающий 6 модулей:  основы православной культуры,  основы исламской культуры,  основы буддийской культуры,  основы иудейской культуры,  основы мировых религиозных культур,  основы светской этики.

Родители (законные представители) школьников должны выбрать один из модулей для обучения своего ребенка.

 

 

  Новый предмет введён Поручением  президента Российской Федерации от 02.08.2009 № Пр – 2009 Вп – П44 – 4632  

I. Общие положения

            Предмет ведут светские педагоги.

 

 

 

 

II. Содержательная часть

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»  носит светский характер - у всех модулей - единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

 

  

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать  вопросы нравственности и  этики,  с опорой на  культурные особенности и традиции народов России.

                Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) ОТЕЧЕСТВО, 2) СЕМЬЯ И 3) КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса

            Выбор родителями модуля в «Основах религиозных куль­тур и светской этики» должен быть

осознанным и добро­вольным!

 

Сейчас во всех районах области родители выбирают    модуль учебного курса ОРКСЭ. В этом учебном году Основы Православной культуры изучали 53% всех четвероклассников Нижегородской области. Большинство родителей отмечают своё положительное отношение к модулю ОПК, и выражают желание продолжить изучение данного модуля в последующих классах. И это - крайне важно для современного российского общества. Так как приобщиться к мировой культуре и обогатиться ею можно только укореняясь в традициях своего народа. В модуле «Основы православной культуры» не уничижается культура других народов, а бережно рассматривается своя родная! Мы призваны воспитывать граждан России чтущих память своих великих предков, а не Иванов, не помнящих своего родства.

 

Невозможно приобщиться к мировой культуре и обогатиться ею, если человек ещё не вырос и не окреп в той культуре, в которой он родился!

Карта оценки готовности общеобразовательного учреждения

к реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ

 

Критерий

Показатели

Критериальная оценка готовности

Документационное обеспечение показателя

Да

Нет

 

Максимальное количество баллов всего –13

1. Нормативно-правовое обеспечение

Максимальное количество баллов –2

Сформированность локальной нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение курса ОРКСЭ

1

 

 

 

1.Учебный план  образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год ( приказ от 31.08.12 № 98)

0

 

2. Приказы по образовательному учреждению:

а) о выборе родителями обучающихся третьих классов содержательных модулей курса ОРКСЭ;

б) об утверждении УМК курса от 06.09.12 № 104;

в) об утверждении рабочей программы, обеспечивающей реализацию курса от 31.08.12 № 98

г) об утверждении системы оценки достижения планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ -отсутствует

2. Организационно-педагогические условия

Максимальное количество баллов – 4

2.1.Регламентация деятельности общеобразовательного учреждения по введению курса ОРКСЭ

1

 

Приказ по общеобразовательному учреждению, регламентирующий введение курса ОРКСЭ от 06.09.12 № 104

(кадровый состав, создание условий, организация контроля за введением курса и т.п.)

2.2.Обеспеченность реализации курса ОРКСЭ педагогами, прошедшими повышение квалификации по содержанию и методике преподавания курса в объеме не менее 16 часов

1

 

Фролова Л.А., Губкина Л.Г.- Удостоверения о прохождении  курсов по программе «Курс «Основы религиозных культур и светской этики»: содержание и методика преподавания»- 72 часа- ГБОУ ДПО  НИРО, 2012 год

2.3.Наличие плана-графика повышения квалификации педагогов,  реализующих курс ОРКСЭ,  по содержанию и методике преподавания курса в объеме не менее 16 часов

1

 

План-график повышения квалификации педагогов, реализующих курс ОРКСЭ, по содержанию и методике преподавания курса в объеме не менее 16 часов на 2012-2013 учебный год (приказ от 06.09.12 № 104)

 

2.4. Наличие плана методической работа, обеспечивающего сопровождение внедрение учебного курса ОРКСЭ

1

 

План-график ( приказ от 06.09.12 № 104)

 

3.Учебно-методическое обеспечение:

Максимальное количество баллов – 2

3.1. Обеспеченность четвероклассников общеобразовательного учреждения учебниками в соответствии с утвержденным образовательным учреждением учебно-методическим комплексом курса ОРКСЭ

1

 

Справка от 05.09.12 об обеспеченности каждого обучающегося четвертых классов школы учебниками в соответствии с утвержденным образовательным учреждением учебно-методическим комплексом курса ОРКСЭ

3.2. Наличие в общеобразовательном учреждении комплекта дополнительной литературы, обеспечивающего реализацию регионального компонента содержания курса ОРКСЭ

0

 

------------------

4. Материально-техническое обеспечение

Максимальное количество баллов – 2

4.1.Подготовленность кабинета(ов) общеобразовательного учреждения к реализации курса ОРКСЭ

1

 

Справка от 05.09.12 о подготовленности  классных комнат 4а,4б классов для проведения уроков ОРКСЭ, методическими и информационными материалами, обеспечивающими реализацию содержания курса

4.2 Наличие дополнительных помещений общеобразовательного учреждения, на базе которых возможна реализация содержания курса ОРКСЭ, в том числе регионального компонента (библиотека, музей) 

0

0

------------

5. Информационное сопровождение

Максимальное количество баллов – 3

5.1. Наличие информации о курсе ОРКСЭ на сайте общеобразовательного учреждения

1

 

shkola3-607100.narod.ru/ Родителям: О курсе "Основы религиозных культур и светской этики"

5.2 Проведение родительских собраний по выбору модулей курса ОРКСЭ

1

 

Протоколы родительского собрания по вопросу выбора родителями модулей курса ОРКСЭ  

5.3 Заявления родителей о выборе  модулей курса ОРКСЭ

1

 

Заявления от родителей по форме, определенной общеобразовательным учреждением

 

 

 

 

Готовность общеобразовательного учреждения к реализации комплексного курса ОРКСЭ

по состоянию на 1 сентября  2012 года

 

п./п.

Критерий

Количество баллов

Максимально возможное количество баллов

Показатель готовности ОУ (%)

Уровень соответствия критериям готовности

1

2

3

4

5

6

 1.

Нормативно-правовое обеспечение реализации курса ОРКСЭ в ОУ

1

2

50

Низкий

2.

Организационно-педагогическое обеспечение реализации курса ОРКСЭ

4

4

100

Высокий

3.

Учебно-методическое обеспечение реализации курса ОРКСЭ в ОУ

1

2

50

Низкий

4.

Материально-техническое обеспечение реализации курса ОРКСЭ в ОУ

1

2

50

Низкий

5.

Информационное сопровождение реализации курса ОРКСЭ в ОУ

3

3

100

Высокий

 

ИТОГО

10

13

76,9

Средний

 

 

 

 

Оценочно-уровневая шкала определения уровня соответствия критериям

 

Итоговое количество баллов

Показатель готовности общеобразовательных учреждений, %

Уровень соответствия критериям готовности

1-6

20-50

Низкий

7-10

51-80

Средний

11-13

более 80

Высокий

 

 

 

Информация об обеспеченности общеобразовательного учреждения учебниками для реализации комплексного курса ОРКСЭ

 

 

№ п/п

Количественные показатели

 

Наименование пособия

Численность обучающихся четвёртых классов на 01.09.2012

Количество учебников в общеобразовательном учреждении (шт.)

Имеющихся в наличии

Потребность в учебниках

 

Общее количество

44

 

 

Основы мировых религиозных культур

 

 

 

1

Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват.учреждений/ А.В.Кураев-2012.

38

38

10

2

Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Студеникин.-2012.

6

8

10

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

Итого

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

Информация о повышении квалификации учителей, реализующих с 01.09.2012г. комплексный курс  ОРКСЭ

 

№ п/п

Специальность учителя

Количество общеобразова-тельных учреждений

Общее количество учителей

Общее количество учителей, прошедших повышение квалификации по курсу ОРКСЭ

Общее количество учителей, которым требуется повышение квалификации по курсу ОРКСЭ

Доля учителей, не прошедших повышение квалификации по курсу ОРКСЭ

 

Всего

 

 

 

 

 

 

В том числе по специальности:

1

учитель начальных классов

 

 6

 2

 4

66%

2

учитель истории и обществознания

 

 

 

 

 

3

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

4

учитель МХК

 

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.01.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения