Логопедическое обследование проводилось по диагностической методике Т.А. Фотековой, которая позволяет проверить ВСЕ стороны речи
- пространственно – временные представления;
- звукопроизношение;
- фонематические процессы (умение слышать и различать звуки; определять место звуков в слове);
- слоговую структуру слов;
- лексический (словарный) запас;
- грамматический строй речи (умение правильно изменять слова, формировать новые слова по определённому образцу и т.п. навыки);
- связную речь (составление рассказа по серии картинок);
- уровень сформированности навыка чтения (ребёнок не обязан к первому классу уметь читать, но в случае, если навык чтения формируется с трудом, логопед выявляет причину трудностей и даёт практические рекомендации по их устранению).
У первоклассников наиболее часто встретились следующие нарушения:
· несформированность звуковой стороны речи;
· незаконченность формирования фонематического восприятия;
· бедность словарного запаса;
· нарушения в грамматическом оформлении речи;
· низкий уровень развития связной речи
Показатели правильного речевого развития ребенка 6-7 лет:
— правильно произносит все звуки; — производит простейший звуковой анализ слов; — обладает хорошим словарным запасом (4-6 тысяч слов); — грамматически правильно строит фразу; — умеет самостоятельно пересказать сказки, составить рассказ по картинкам; — пользуется интонационными средствами выразительности; — знает обобщающие слова;
—может пользоваться конструкциями с предлогами.
В результате логопедического обследования детей, принятых в 1 класс, из 26 учащихся на логопункт на базе МБОУ «СШ №3 г. Навашино» было зачислено 10 человек.
Рекомендации логопеда:
· Для учащихся с недостаточно сформированным или не сформированным фонематическим слухом необходимо медленное проговаривание и повторное называние задания, четкая артикуляция звуков.
· Для учащихся с нарушенным звукопроизношением рекомендуется поправлять ребенка, только в том случае если звук поставлен и вводится в речь, если звук еще не поставлен не заострять внимание на этом звуке.
· Для учащихся с недостаточно сформированным или не сформированным грамматическим строем рекомендуется отвечать на вопросы учителя полным предложением, четко проговаривая окончания.
· Для учащихся с недостаточно сформированными или не сформированными словарем и навыками словообразования рекомендуется объяснение значения новых слов.
|