Памятка для педагогов и родителей
КАК ДОСТУЧАТЬСЯ до подростка
Специалисты ЮНЕСКО считают, что в разговоре с юношеством надо апеллировать к сердцу, а не только к разуму, которым в меньшей степени определяется поведение подростков.
Эти дельные советы и предостережения будут полезны родителям, педагогам, врачам.
И з б е г а й т е э т и х о ш и б о к.
В просветительской работе в учебных заведениях не нужно особенно полагаться на кино или телевидение. Это слишком «возбуждающие» средства для неустойчивых в эмоциональном отношении подростков, особенно в том случае, если кинофильмы или телепередачи не сопровождаются хорошо продуманными разъяснениями.
Работу по профилактике наркомании неразумно строить на выступлениях разных знаменитостей – это может только возбудить ненужное любопытство.
Запреты, высказываемые в категорической, безапелляционной форме, пользы не принесут – ведь подростки по самой природе своей «бунтари», и такие запреты могут только подстрекнуть их к неправильным действиям.
Не следует в беседах делать упор на опасностях, связанных с наркотиками, потому что стремление к «риску» свойственно многим молодым людям. Они часто почему-то убеждены: «Со мной этого не случится».
· Не следует давать молодежи подробные сведения о наркотиках (как их принимают, их действие, внешний вид и т. д.). Это может только спровоцировать молодежь к «экспериментированию».
· Неправильно, сообщив подросткам множество фактических данных о наркотиках и злоупотреблении ими, предоставлять самим подросткам разбираться в этом ворохе противоречивых сведений. Пожалуй, только электронная вычислительная машина могла бы справиться с этой работой, даже если все сообщаемые факты верны.
· Наконец, не следует повторять ошибку самих наркоманов, которые видят в наркотиках проблему первостепенной важности. Гораздо лучше, несомненно, развенчивать значение наркотиков, показывая настоящую роль этого убогого эрзаца настоящей жизни.
С а м о е г л а в н о е.
· Необходимо с раннего детства научить ребенка выбирать, с тем чтобы из огромной массы предметов потребления, в которой мы сегодня погрязли, он сумел отобрать то, что достойно (в том числе и для культурного потребления).
· Необходимо с раннего детства развивать умение (и желание) творчески подходить к жизни, с тем чтобы каждый человек находил в самовыражении неиссякаемый источник радости и мог избежать скуки коммерческих развлечений.
· Молодой человек, которому такое воспитание привьет самостоятельность и чувство ответственности, не растеряется при неожиданном предложении торговца наркотиками или приятеля, и мысль «делать, как другие» даже не придет ему в голову.
· Необходимо с раннего детства не только побуждать ребенка к усвоению знаний, но и вырабатывать у него организованное мышление, способность приводить в систему обрушивающийся на него поток информации и предложений в зависимости от их ценности.
В м е с т е п о п р о б у е м т а к.
· Следует подчеркивать, что главная опасность наркотиков – это неизвестность того, что тебя ждет (воздействие наркотика непредсказуемо).
· Нужно рассказывать не только о физиологическом воздействии наркотиков, но и о том, каким именно образом они подавляют функцию мозга (происходящие при этом процессы во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах).
· Не нужно подвергать остракизму тех, кто употребляет наркотики. Надо указывать, что к наркотикам прибегает лишь незначительная часть молодежи.
· Не следует, говоря о наркотиках, «ужасаться» по любому поводу и постоянно подчеркивать «греховность» и «развращенность» тех, кто к ним прибегает.
· Необходимо помнить, что наркомания – это бегство от жизни, что человек, подверженный ей, чаще всего не способен справиться с реальными жизненными трудностями. Он фактически и не живет настоящей жизнью, превращаясь в автомат, управляемый наркотиком.
· Надо подчеркивать также, что наркотики отнюдь не способствуют «расширению сознания», а просто заставляют мозг функционировать ненормально (это особенно опасно в период физического и умственного созревания).
Памятка для родителей
ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ
Созидательное |
Разрушающее |
Спор – это... |
Ссора – это... |
· Выяснение истины |
· Борьба самолюбий |
· Желание услышать и понять мнение собеседника по какой-то проблеме |
· Желание слышать и настоять только на своем мнении |
· Доброжелательное отношение к собеседнику |
· Чувство раздражения, злости по отношению к говорящему |
· Уважительное отношение |
· Неуважение, желание оскорбить |
· Обсуждение семейных проблем |
· Упреки, припоминание прошлых «грехов» |
· Разговор «на равных» |
· Демонстрация собеседнику своего превосходства |